уважение взрослых к человеческому достоинству
детей, формирование и поддержка их положительной самооценки
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу в игровой деятельности
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
Уважение взрослых к человеческому
достоинству детей,
формирование и поддержка их положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия
детей друг с другом в разных видах деятельности;
Возможность
выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
Способствовать
повышению уверенности в своих силах помощью поддержки сверстников и взрослых.
На этапе
дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими.
Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро
переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Между тем опыт первых отношений со
сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие
личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе,
к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он
складывается удачно. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и
закрепляется негативное отношение к другим, наблюдается отстранённость в
играх, нежелание принимать участие в делах группы.
Воспитатели формируют у детей навыки
эффективного общения в деятельности. Наиболее эффективной деятельностью для
развития навыков позитивного общения у детей, является специально
организованное взрослым интерактивное взаимодействие детей. Из
множества видов деятельности воспитатель выбирает игровую – как ведущий вид
деятельности дошкольников.
Работу строят
поэтапно, для эффективного развития детского общения и удовлетворения
потребности детей используют следующие виды игр:
Сюжетно-ролевые
игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию
речевого диалога. Во время проведения сюжетно – ролевых игр я использовала
следующие приё мы: беседы, загадки,
считалочки о персонажах, внесение новой игрушки, сюрпризные моменты; экскурсии
по детскому саду, в кабинет заведующей, на кухню к повару; наблюдение за трудом взрослых, играми и
развлечениями старших детей;
рассматривание иллюстрации, семейных и групповых фотографий, чтение дополнительной
художественной литературы; введение современных персонажей («Смешарики»,);привлечение
старших детей к совместным играм;
моделирования проблемных ситуаций, ситуации, где центром внимания является
каждый ребёнок, соединение 2 - 3 тем в один сюжет, логическое завершение
игры, анализ и положительную оценку при завершении игры.
Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых
произведений и активизируют речь. Драматизация русских народных сказок помогает детям примерить на
себя роль героев: дети учатся различать и передавать их настроение,
сопереживать им, согласовывать свои действия, развивать коммуникативные навыки.
Использование игр – драматизаций помогает мне формировать у малышей опыт
нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нормами и правилами,
развивать желание подражать положительным персонажам.
Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют
знания о геометрических формах и пространственных отношениях.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку,
обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные
задачи. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать,
воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.
Дидактические игры помогают детям понять социально одобряемые модели поведения,
усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу.
Так,
на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо» воспитатели объясняют
и показывают на примере картинок как правильно вести в различных ситуациях, на
втором этапе – предлагают детям вместе проговаривать действия героев,
объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном
этапе игры – предлагают детям самим объяснить воспитателю, почему герои так
поступают, дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения
или общения. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в
решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для старших
дошкольников, при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать
её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.
Игры с моделями - содержание, которых включает все необходимые условия для
познавательного развития в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями
предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в
сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских
садов, так и родителями.
Играя вместе с
детьми, поддерживают их
самостоятельность, творческое начало, приучают к бережному отношению к игрушкам, к друг к другу, играть дружно: обращаться по имени,
ласково, быть внимательным к сверстникам, их просьбам, бережно относится друг к другу,
предлагать посильную помощь, заботиться друг о друге, не мешать в игре, помогать в уборке
игрушек.
Сотрудничество
с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из
сторон этого вопроса - поиск эффективных путей взаимодействия, цель которых –
создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей
полноценными участниками воспитательного процесса.
Использование
разнообразных форм работы помогает родителям из зрителей и «наблюдателей» становится
активными участниками образовательного и воспитательного процесса, способствует
сотрудничеству детей и взрослых,
признанию ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Работы с родителями включает в себя следующие направления и формы:
•
Коллективные
•
Индивидуальные
•
Досуговые
•
Наглядно-информационные
Такая совместная
работа приносит взрослым и
детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества
личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи,
развивает инициативу, самостоятельность, ответственность за общий успех дела,
создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека,
доверительные отношения между взрослым и
ребенком.
Предметно-развивающая
среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно
заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам
развития) позволяет детям объединиться
подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной
труд, театрально-игровая деятельность,
экспериментирование. Развивающая предметная среда является основным средством
формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального
опыта.
По
результатам педагогической диагностики уровня развития детей можно сделать вывод :
-дети обладают
установкой положительного отношения к миру,
к разным видам труда, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в
совместных играх;
- способны
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- дети обладают
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в
игре; дети владеют разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации;
- дети владеют
устной речью, могут выражать свои мысли и желания, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
- дети проявляют
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.